Учеными уже доказано, что именно стрессы служат причиной огромного числа различных психосоматических расстройств, родовых аномалий и патологий новорожденного ребенка. Кажется, малыш только что родился, откуда что взялось? А об этом следует спросить у мамы, которая во время беременности не берегла себя, а, следовательно, и своего ребенка. Многие женщины до сих пор не признают, что развивающийся в их утробе ребенок - это такой же ЧЕЛОВЕК, чувствующий, ощущающий, реагирующий.
Следует, наконец, понять и принять одну простую истину: внутриутробный период - крайне ответственный этап в жизни человека. К моменту появления на свет новорожденный уже прожил целых девять месяцев! По очень удачному выражению, мать - его первая земная Вселенная, которая дает информацию об окружающем МИРЕ, учит, как в нем жить.
Помните, что с момента зачатия мать является целой вселенной для того, кто растет внутри нее. Именно через мать ребенок познает окружающий мир. Каким малыш увидит его - плачущим, печальным, тревожным или спокойным, угрожающим или добрым и любящим - зависит от матери. Как и то, что именно от матери, в большей степени, зависит, какой человек придет в этот мир - здоровый физически и духовно или ослабленный, больной.
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как наши мысли, переживания, эмоции и чувства отражаются на том маленьком человечке, который развивается внутри мамы? Думали ли когда-нибудь, что простое слово, сказанное беременной женщине, может вызвать необратимые последствия в здоровье малыша?
Невидимо для нас в его душу вливается яд гнева и злобы, страха и отчаяния, которые передаются от мамы: в крови резко повышается уровень гормонов стресса. Малыш буквально "окутан", "пропитан" агрессивной средой. Каждая отрицательная эмоция вонзается в него и наносит непоправимый вред его психике и здоровью. Даже если это не проявится после рождения, то проявится через год, два, десятилетия.
Если исходить из определения психосоматической болезни, то следует сказать следующее: к психосоматическим заболеваниям относятся заболевания внутренних органов и систем организма, возникающие вследствие воздействия психических или эмоциональных факторов. Другими словами - это болезни, которые появляются "на нервной почве", когда, защищая психику, повреждается соматика - наши органы.
Целым рядом исследований установлено, что абсолютно различные по своему характеру отрицательные эмоции (отчаяние, страх, тревога, тоска, гнев) вызывают довольно однотипные реакции организма. Повышается возбудимость симпатоадреналовой системы, и, следовательно, возрастает секреция катехоламинов, что вызывает учащение сердцебиения и повышение АД, усиление прилива крови к мышцам, что вызывает их напряжение, перехватывает дыхание, возникает ощущение подавленности и угнетенности. Все это - явные признаки стресса, которому подвергается наш организм, если находится под длительным воздействием негативных эмоций. И если стресс превосходит возможности организма, то тогда он становится разрушительным для человека: в кровь начинает выделяться большое количество определенных гормонов, изменяя режим работы органов и систем организма.
Если исходить из определения психосоматической болезни, то следует сказать следующее: к психосоматическим заболеваниям относятся заболевания внутренних органов и систем организма, возникающие вследствие воздействия психических или эмоциональных факторов. Другими словами - это болезни, которые появляются "на нервной почве", когда, защищая психику, повреждается соматика - наши органы.
Целым рядом исследований установлено, что абсолютно различные по своему характеру отрицательные эмоции (отчаяние, страх, тревога, тоска, гнев) вызывают довольно однотипные реакции организма. Повышается возбудимость симпатоадреналовой системы, и, следовательно, возрастает секреция катехоламинов, что вызывает учащение сердцебиения и повышение АД, усиление прилива крови к мышцам, что вызывает их напряжение, перехватывает дыхание, возникает ощущение подавленности и угнетенности. Все это - явные признаки стресса, которому подвергается наш организм, если находится под длительным воздействием негативных эмоций. И если стресс превосходит возможности организма, то тогда он становится разрушительным для человека: в кровь начинает выделяться большое количество определенных гормонов, изменяя режим работы органов и систем организма.
Удар на себя принимает всегда тот орган, который наиболее уязвим и важен для жизнедеятельности организма в представлении индивида. То есть, если человек считает, что его сердце - это самый главный орган в его организме, то именно сердце становится прицелом - центром тяжести психосоматического страдания.
Вот лишь некоторые примеры того, как между собой связаны наши мысли, самоощущение и болезни:
Астма у младенцев и детей постарше: Боязнь жизни. Нежелание быть здесь. Нарушена первоначальная связь мать - дитя.
Выкидыш (самопроизвольный аборт): Страх. Страх перед будущим. "Не сейчас - после". Ошибочный выбор момента.
Гастрит. См. также "Желудочные болезни": Затянувшаяся неопределенность. Чувство обреченности.
Дыхание: Символизирует способность вдыхать жизнь.
Дыхание: болезни. Болезнь или отказ вдыхать жизнь полной грудью. Человек не признает своего права занимать пространство или вообще существовать.
Кожные заболевания: Выраженное стремление к физическому контакту, подавленное сдержанностью родителей.
Нервозность: Страх. Беспокойство. Борьба, суета. Недоверие к жизненному процессу.
Ноги (заболевания в нижней части): Страх перед будущим. Нежелание двигаться.
Рахит: Эмоциональный голод. Потребность в любви и защите.
То, что ребенок получает психосоматическое заболевание через мать - это очевидно. Плод чрезвычайно тесно связан с матерью. Именно мать вступает с ним в совершенно особые отношения и соединяет с окружающим миром. На втором месяце внутриутробной жизни закладывается центральная нервная система. Полуторамесячный эмбрион реагирует на боль и отстраняется от луча света, направленного на живот матери. Пятимесячный эмбрион "слышит" громкие крики - "пугается", "сердится", т. е. он "воспринимает" интонации и слова матери в зависимости от ее настроения, и его поведение зависит от того, какую информацию он получает от матери. Плод вбирает в себя опыт и чувства родителей.
Примерно с шести месяцев начинается интеллектуальная жизнь плода. Его поведение изменяется в ответ на голос родителей. Он "увязывает" свои действия со знакомым голосом, иногда "предугадывает", какие движения вызовут у родителей удовольствие, а какие - нет. Если родители ссорятся и говорят на повышенных тонах, с раздражением - плод сворачивается, прикрывает головку ручками или толкается ножками. Все это означает, что особенности состояния матери (ритм ее сердца, шум кровотока в сосудах, напряжение мышц, характер движений, частота дыхания и т. д.) "соотносятся" с тем, как ребеночек "ощущает" самого себя. Материнские эмоции (и эмоции отца, поступающие через эмоциональный отклик матери на них) проникают к плоду. Исследования показали, что все, переживаемое матерью, также переживается и ребенком.
Хорошим примером этому служит следующий случай. Незадолго до зачатия ребенка у женщины умер отец. Все девять месяцев она пребывала в депрессии и горе, связанном с потерей отца. Если не рожденный ребенок действительно испытывает те же эмоции, что и мать, то ее ребенок должен был пережить такое же ощущение утраты и депрессию, и появление этих чувств можно было ожидать в детском и взрослом возрасте. Похоже, что именно так и произошло.
В детстве ее ребенок периодически испытывал депрессию, однако врачи не смогли найти никакой физиологической или психологической основы для этих депрессий (они не знали о дородовом опыте ребенка). В момент депрессии ребенок рисовал старого человека, умирающего в пещере (в пренатальной и перинатальной психологии пещера является символом утробы, местом, где он пережил потерю дедушки). Некоторое время после рисования ребенок чувствовал себя лучше, однако потом депрессия медленно возвращалась. Он не знал о связи между его рисунками и смертью его дедушки. Депрессия стала хронической, когда отношения между его родителями стали напряженными (его мать и отец жили отдельно, но оба участвовали в воспитании). Это напряжение в отношениях родителей символизировало для ребенка потерю отца и дедушки. Его рисунки иногда изображали маленькую девочку, мечущуюся в поисках умершего человека. Возможно, маленькая девочка олицетворяла его собственную женственность, его собственного внутреннего ребенка или женский опыт переживания потери дедушки. Маловероятно, что горе проявилось бы в виде хронической депрессии без соответствующих условий, подкрепляющих пренатальный опыт, в данном случае - потери отца.
В детстве ее ребенок периодически испытывал депрессию, однако врачи не смогли найти никакой физиологической или психологической основы для этих депрессий (они не знали о дородовом опыте ребенка). В момент депрессии ребенок рисовал старого человека, умирающего в пещере (в пренатальной и перинатальной психологии пещера является символом утробы, местом, где он пережил потерю дедушки). Некоторое время после рисования ребенок чувствовал себя лучше, однако потом депрессия медленно возвращалась. Он не знал о связи между его рисунками и смертью его дедушки. Депрессия стала хронической, когда отношения между его родителями стали напряженными (его мать и отец жили отдельно, но оба участвовали в воспитании). Это напряжение в отношениях родителей символизировало для ребенка потерю отца и дедушки. Его рисунки иногда изображали маленькую девочку, мечущуюся в поисках умершего человека. Возможно, маленькая девочка олицетворяла его собственную женственность, его собственного внутреннего ребенка или женский опыт переживания потери дедушки. Маловероятно, что горе проявилось бы в виде хронической депрессии без соответствующих условий, подкрепляющих пренатальный опыт, в данном случае - потери отца.
Реакция матери на свою беременность может оказать сильное влияние на новый человеческий организм. В последние годы появились сообщения о том, что у нежеланных детей обнаруживаются, помимо психологических проблем, различные соматические (психосоматические) расстройства. Среди них пренатальная дистрофия при рождении, высокая частота респираторных заболеваний, бронхиты, пневмония, энурез, нейродермит, язвы желудка (Verny Т.Д991; Захаров А.И. 1994; Share I, 1996; Sonne J., 1996).
Если у матери отсутствует полное принятие своей беременности, то у эмбриона возникает ощущение не желанности и отвержения. Если мать испытывает ужас от своего положения, то и плод испытывает стресс. Отторжение обращается внутрь и трансформируется в глубокое чувство ненужности, доставляющее массу проблем на протяжении всей жизни после рождения.
Бессознательные (а тем более сознательные) враждебные импульсы против зачатого ребенка - это тяжелое психологическое отклонение, противодействующее материнскому инстинкту. Отрицательное отношение к плоду повышает у матери вероятность преждевременных родов и послеродовой депрессии. Психоаналитики полагают, что "подсознательный отказ" от нежелательной беременности - это незавершенная форма самоубийства. Иногда это доводит до неукротимой рвоты и других симптомов токсикоза. По мнению психоаналитиков, любой наш внутренний конфликт-протест заставляет организм поскорее избавиться от источника раздражения. В данном случае - это тягостные мысли и переживания по поводу беременности. Отсюда - ее патологическое течение. Конечно, оно может быть обусловлено и совершенно другими обстоятельствами. Но все же ученые не случайно называют поздний токсикоз именно болезнью адаптации, приспособления. Организм женщины пытается приспособиться к заключительным стадиям развития плода. Неудача в этом и провоцирует заболевание.
Неблагополучие материнского организма передается и младенцу. Ухудшается его снабжение кислородом и питательными веществами. Если это происходит часто или постоянно, нарушения в развитии ребенка вполне вероятны. Он рождается ослабленным, физиологически незрелым. Стресс матери снижает его иммунитет, и малыш оказывается безоружным перед инфекциями и иными вредными воздействиями. Специалисты полагают, что если беременная женщина сознательно или бессознательно была настроена к плоду враждебно, то у новорожденного возрастает вероятность неврозов и психосоматических заболеваний. Чувство отвержения ставит плод в ситуацию "внутриутробного госпитализма", что негативно отражается на физическом и психическом развитии малыша.
Американский исследователь, доктор философии Дэвид Б. Чемберлен подчеркнул следующую мысль: "...Младенцы "знают", желанны они или нет... У нежеланных младенцев по сравнению с желанными возрастает риск гибели в течение первых 28 дней жизни в результате самопроизвольного выкидыша".
Когда мать только думает, только решает вопрос об искусственном прерывании беременности, младенец как бы "догадывается" об этом. У него учащается сердцебиение, он "предчувствует" угрозу. И если такой ребенок все же родится, не исключено, что любовь к родителям в его сердце охладеет.
Плод, переживший попытку неудачного аборта, знает, что его присутствие нежелательно, а его жизнь находится в опасности. Он переживает свое почти состоявшееся убийство, ужас смерти с поразительной точностью. Острое чувство отверженности в течение всей жизни является бедой многих, кто пережил подобный ужас. Близость смерти при спонтанном аборте может оставить ощущение постоянно таящейся за углом гибели. Преждевременно родившийся ребенок может воспринять также материнский страх, сделав его своим, в результате чего он будет испытывать двойной ужас.
Следует знать и помнить о том, что вынашивание нежелательной беременности является сложной стрессогенной ситуацией. Такая беременность всегда сопровождается стойкими, зачастую бессознательными негативными эмоциями. Тревожность, неуверенность, страх, озлобленность порождают комплекс ощущений, аналогичный состоянию человека при сильной опасности. Поэтому стоит задуматься, какой вред может нанести ребенку такая ситуация развития и хотя бы попытаться исправить положение вещей. Мама, находящаяся в такой стрессогенной ситуации, просто обязана обратиться за помощью к специалисту психологу, а также приложить максимум собственных усилий к изменению своей жизни в лучшую сторону. Мама должна научиться жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Ведь не зря же, опираясь на тысячелетний народный опыт, повивальные бабки обучали женщину правильному поведению после зачатия. Они советовали ей быть спокойной, не ссориться с окружающими, больше гулять на свежем воздухе, созерцать красивые виды природы, учиться петь колыбельные песни и т. д. Привязанность и симпатия к еще не рожденному ребенку - один из лучших способов охраны его здоровья. Трудно переоценить влияние этого благожелательного отношения. Оно не ограничивается внутриутробным периодом и в значительной мере определяет характер будущих контактов с ребенком. Все, что произойдет в дальнейшем, будет накладываться на пережитое им до появления на свет. Эти нехитрые рекомендации помогают предотвратить у ребенка возникновение различных психологических комплексов и личностных проблем, а также ряда телесных и душевных заболеваний.
Мама всегда в состоянии защитить себя и своего малыша от ненужных переживаний и негативных эмоциональных состояний. Следуйте зову своего сердца, прислушивайтесь к своему организму и своим желаниям, выполняйте рекомендации врачей. Заботясь о себе, своем физическом здоровье и эмоциональном равновесии, мама проявляет заботу и о своем малыше, дает ему шанс родиться крепким и здоровым физически и психически. Помните об этом и пусть Вас минуют болезни и потери, а Ваш дом полнится здоровыми и счастливыми ребятишками.
Литература:
1. Брехман Г.И., Врехман К.Ш. Психосоматические заболевания детей от желанной и нежеланной беременности. (Детская клиническая больница №5, Медицинская академия; доклад на конференции по проблемам перинатальной психологии и медицины; Иваново, 21.05.98).
2. Зорин К. Он уже улыбается. Литературно-публицистический журнал "Сибирские истоки", №1(22), 2004 г.
3. Рожкова О.П., Дружкова Е.А. Диагностика и терапия пренатального синдрома.
2. Зорин К. Он уже улыбается. Литературно-публицистический журнал "Сибирские истоки", №1(22), 2004 г.
3. Рожкова О.П., Дружкова Е.А. Диагностика и терапия пренатального синдрома.