Одним из важных способов развития и познания для человека является глубокое межличностное общение. "Ведь в конце концов именно человеческое отношение и есть самое главное в жизни…
Это, конечно, не означает, что можно пренебречь миром вещей и материальных достижений. Но что для меня самая прекрасная книга, или картина, или дом, или поместье по сравнению с моей женой, моими родителями, моим другом? Так, однако, может говорить лишь тот, кто нашел в своей жизни человека. Для многих наших современников человек ведь воспринимается просто как часть мира вещей. Это проистекает оттого, что им просто недоступно переживание человеческого". (Дитрих Бонхеффер).
Это, конечно, не означает, что можно пренебречь миром вещей и материальных достижений. Но что для меня самая прекрасная книга, или картина, или дом, или поместье по сравнению с моей женой, моими родителями, моим другом? Так, однако, может говорить лишь тот, кто нашел в своей жизни человека. Для многих наших современников человек ведь воспринимается просто как часть мира вещей. Это проистекает оттого, что им просто недоступно переживание человеческого". (Дитрих Бонхеффер).
* Чем глубже наше постижение "человеческого в человеке", тем яснее становится понимание того, что человек многократно сложнее любых наших теорий и абстрактных рассуждений о нем. Поэтому невозможно достигнуть полноты человеческого существования, не участвуя в общении, которое затрагивает самые глубинные слои нашей личности. Для каких-либо существенных изменений в своей жизни необходимо выйти на уровень глубинного общения. Без этого любые перестройки будут иметь лишь временный, косметический эффект.
* Как подметил Д.А. Леонтьев, "простые объяснения сложных явлений... не требуют от человека размышлений, поэтому они так привлекательны. Единственный их недостаток – они имеют мало общего с действительностью. Они выхватывают одну черту из картины реальности и раздувают ее... а остальное игнорируют".
* Необходимо время и искусство приблизиться к тому глубинному, экзистенциальному уровню общения, на котором только и возможно действительно быть вместе с человеком. Уровень общения определяет степень включенности и глубины самораскрытия собеседников в межличностном взаимодействии, а также то, насколько полно присутствуют и как глубоко погружены в беседу ее участники.
* Выделяют два важнейших аспекта вовлеченности человека в общение: доступность и выразительность. Доступность – это степень открытости влиянию другого человека и ослабления защит от чужого воздействия. Выразительность – это уровень готовности человека "раскрыться без маскировки", а также готовности приложить усилия, чтобы выразить свою субъективность и позволить другому понять себя.
* Люди вступают во взаимодействие существенно разными способами, которые создают различные условия для выразительности и доступности собеседников. Реальные жизнеизменяющие процессы возможны не на любом уровне общения, а лишь при достаточном углублении. Жизнь предполагает умение общаться и на поверхностном, и на глубоком уровнях. Чтобы процессы осознания и личностного роста происходили естественным образом, следует отказаться от попыток навязывать человеку тот или иной уровень общения, форсировать переход к более глубокому уровню или, наоборот, к более поверхностному. Поэтому необходимы умения общаться на более глубоких уровнях, нежели это происходит при обычных разговорах, а также – способность отличать каждый уровень глубины общения.
* В экзистенциальной концепции психолога Бюдженталя описываются семь основных уровней глубины общения:
1. Формальные отношения. Собеседники стремятся держать себя и межличностную ситуацию "под контролем", причем этот контроль направлен в основном на сокрытие собственных внутренних переживаний и создание определенного впечатления о себе. По сути, собеседники вступают в общение скорее не как люди, а как "социальные функционеры". Спонтанность и естественность минимальны или отсутствуют вовсе, сильна ориентация на стереотипную вежливость, соблюдение ритуалов ролевого поведения и т.д. Жизнь индивидуального внутреннего мира при этом, разумеется, усиленно скрывается, а если и проявляется, то лишь косвенно, вопреки желанию собеседников или неосознанно. Даже если человек и осознает что-то из происходящего в своей субъективности, то вовне он стремится проявить только то, что соответствует его представлениям о должном, правильном.
Соответственно, выразительность собеседников в таком общении носит весьма специфический характер – это не проявление себя подлинного, а создание определенного "образа себя", попытка выдать желаемое за действительное. Естественно, и доступность влиянию в этом случае минимальная, блокированная тревогами и защитами, ролевыми барьерами и стереотипами.
2. Поддержание контакта. Общение на этом уровне, хотя и характеризуется уже несколько большей непосредственностью собеседников, но по-прежнему отличается их значительной закрытостью, сдержанностью. Отсутствует проявление подлинной субъективности, высказывания почти полностью ограничены фактической информацией. Собеседники пытаются одновременно и поддержать беседу, и не привнести в нее ничего личного.
3. Стандартная беседа. Общением такого типа заполнено большинство повседневных разговоров. Здесь собеседники уже более искренни и имеется определенное равновесие между заботой о собственном имидже и вовлеченностью в выражение внутренних переживаний, а также готовность свободно перемежать личные и рабочие разговоры. Другая особенность "стандартных бесед" заключается в том, что, благодаря более ясному и пристрастному заявлению собеседниками своих позиций, появляется возможность возникновения некоторых межличностных напряжений и противоречий. Эти столкновения уже меньше замалчиваются и маскируются, чаще становятся предметом открытой дискуссии. Но до серьезных конфликтов дело не доходит, обсуждение происходит по-прежнему недостаточно глубоко, без подключения ресурсов осознавания, интуиции, без активизации подлинной заботы и ответственности.
4. Критические ситуации. Общение на этом уровне отличается прежде всего тем, что собеседники полноценно присутствуют в нем, почти не обращают внимания на имидж и сосредоточены на собственной субъективности, на актуальном и полном проживании, осознании и разрешении своих жизненных проблем.
Высокий уровень выразительности проявляется не только в ярко выраженной индивидуализированности содержания беседы, в готовности к откровенному обсуждению своих проблем, но и в аутентичности формы общения, в авторском характере использования вербальных и невербальных средств, высокой эмоциональности и т.д.
Доступность также очень велика – погруженность человека в собственную субъективность и сосредоточенность на ее осознании ведет к существенному ослаблению страхов и защит, способствует высокой восприимчивости и готовности по-новому взглянуть на себя и свою жизнь. В то же время, именно в силу большой вовлеченности человека в осознание своей субъективности, его доступность влиянию извне в определенные моменты может быть значительно ограничена.
В "критических ситуациях" разговор часто протекает достаточно напряженно и в ходе его во внутреннем мире собеседников происходят определенные, часто весьма существенные, изменения. Это может стать поворотной точкой в беседе, вскрыть очень важные проблемы или направления их решения.
5. Интимность. Переход на уровень интимности означает дальнейшее углубление и субъективизацию взаимодействия, еще большую степень непосредственности и искренности собеседников. Их присутствие в процессе общения приближается к предельно возможному. Здесь уже не обращается никакого внимания ни на проблему имиджа, ни на этикетные и ролевые требования, ни на собственные страхи и защиты – уходят на второй план все обычные барьеры и ограничения межличностного взаимодействия. Собеседники погружаются в очень эмоционально насыщенную, напряженную общую реальность осмысления ключевых экзистенциальных проблем своего бытия и их проживания "здесь и теперь". В эти моменты они настолько психологически сближаются, настолько сильна их общность, что собеседники достигают высочайшего уровня взаимопонимания. Причем, происходит это не только и не столько на рациональной основе, а в значительной степени на основе эмпатии и интуиции, и часто больше напоминает инсайт. При общении на этом уровне собеседники так "захвачены" проявлением внутренних переживаний, что уровень их доступности и выразительности оказывается максимальным. Именно в моменты подлинной интимности происходят самые глубокие и принципиально важные осознания и открытия, позволяющие человеку действительно пересмотреть свои взгляды на себя и собственную жизнь.
Подлинной интимности возможно достичь только при условии, если на достаточную глубину выйдут оба собеседника, – ведь интимность возникает как свойство целостности, определенной коммуникативной общности. Кратковременность моментов интимности вполне очевидна – это лишь моменты, глубина, интенсивность и напряженность общения в которых не позволяет долго находиться на этом уровне. Это происходит непреднамеренно и протекает самопроизвольно, спонтанно.
6 и 7. Личное бессознательное и коллективное бессознательное играют в жизни человека огромную роль – это основа всего нашего жизненного опыта. Однако эти уровни субъективного лежат за пределами рационального познания, и потому они не могут быть теоретически описаны, о происходящих в них процессах мы, как правило, можем лишь догадываться.
* Как мы можем более полно и подлинно реализовать то, что заложено в нашей природе? Экзистенциальный поиск себя подлинного – это основное средство, и важнейшая цель. Смысл такого поиска не в том, чтобы вернуть человека к неким предполагаемым хорошим условиям, которые были раньше, а в том, чтобы человек двинулся дальше – к богатству и осмысленности жизни, значительно большим, чем он знал до сих пор. Самый верный путь к познанию субъективности – опыт переживания, а также сопереживания. В таком опыте глубинного сопереживания можно выйти из своей собственной внутренней тюрьмы страхов, стереотипов, неверия в себя и жить более свободно.
* Но такое углубление в человеческую природу и опыт глубокого общения возможно только в атмосфере любви и принятия. Мы обладаем способностью открывать свои сердца, наполнять себя любовью и становиться излучающими любовь, тем самым привлекая ещё больше любви. Любовь ничем не властвует и в ней нет ничего управляющего или даже манипулирующего. Любовь действительно способна влиять на поведение человека и на то, как он себя чувствует. Человек, ощущающий любовь, чувствующий, что он окружён любовью и что он любим, склонен вести себя и поступает иначе, чем кто-то, кто-то, кто чувствует себя нелюбимым, сердитым или подавленным. Нет предела объёму любви, которую мы можем ощущать, иметь и испытывать в своей жизни. Порой бывает страшно любить кого-то по-настоящему глубоко, но что страшно на самом деле, это никогда не ощутить глубокой внутренней любви.
* Чем дальше человек продвигается по пути постижения подлинной природы человека, тем менее категоричен и более осторожен он в своих выводах, тем больше уважения проявляет он перед лицом сложности, неисчерпаемости, силы и красоты внутреннего мира человека. Тем настойчивее он стремится уйти от простых, легких, однозначных, механистичных взглядов и решений. Мир личности и межличностных взаимоотношений никак не умещается в одной плоскости. Этот мир имеет глубину, внутреннюю вертикаль, в нем есть несколько слоев, уровней.
* Сделать нашу жизнь выражением нашей глубинной сущности — в этом и состоит задача развития и становления человека. Обратившись к самому себе и познав самого себя, человек в состоянии лучше услышать, воспринять, увидеть и почти разгадать то, что едва выражено у другого, что иногда проявляется через боль, болезнь, молчание, язык тела, провалы памяти, ошибочные действия, повторение, несчастья и экзистенциальные затруднения.
* Физически пребывать рядом с другим человеком и даже разговаривать с ним – еще совсем не означает вступить с ним в полноценный и глубинный контакт; вполне возможна беседа между "отсутствующими" в экзистенциальном смысле собеседниками. Подлинное присутствие в общении означает мобилизацию чувствительности каждого из собеседников не только к собственному внутреннему миру, но и к субъективности друг друга, к коммуникативному контексту, а также – актуализацию готовности к напряженному и разнообразному участию в общении: слушать и слышать, спрашивать и отвечать, размышлять и сомневаться, чувствовать и сочувствовать и т.д.
* Все это призвано обеспечить необходимую глубину и интенсивность взаимосвязи собеседников, встречу их субъективностей, что составляет основу глубинного контакта. Путь к личности другого берет начало в собственном внутреннем мире и успех в налаживании экзистенциального контакта, в выстраивании мостика на глубине зависит от способности идти по этому пути внимательно всматриваясь, тонко чувствуя и чутко прислушиваясь к каждому шагу и его последствиям.
* То, что является сущностью глубокого межличностного общения, – атмосфера и глубина, уважение и контакт, доверие и сочувствие, точность и тонкость действий, творчество и мужество поиска – все это не может быть обеспечено никакими технологиями и процедурами. Здесь на первый план выходят личностная зрелость и мудрость, богатый жизненный опыт и чувствительность к субъективным аспектам бытия. Именно эта чувствительность позволяет ориентироваться в самых сложных, неоднозначных и уникальных ситуациях, принимать не только формально правильные, но и жизненно адекватные решения.
* Честный взгляд ведет нас к признанию таинственной и непознаваемой сферы в самих себе и в других людях и, соответственно, – уважительного и осторожного обращения с ней. Приобретение определенных знаний без понимания их ограниченности, относительности, частичности ведет к прямолинейности, упрощению и неадекватной жесткости во взглядах и действиях. В этом смысле незнание – как осознание границ своего знания и пределов его адекватного применения – обладает не меньшей ценностью, чем само знание.
* Главное дело нашей жизни – сама жизнь и ее подлинную основу составляет внутренняя субъективная реальность, с которой и надо иметь дело, вступая в глубинное общение, если мы хотим добиться действительных изменений в жизни человека и сделать ее более полной. Способности к глубокому межличностному общению можно развивать и для этого есть богатые ресурсы, теоретические и практические.
А. Пинт. Отрывок из книги "Из гусеницы в бабочку". Путь к своему сердцу.
Формальное общение с помощью слов очень поверхностно, но оно вполне устраивает личность. Для личности доступна только внешняя сторона вещей, только форма. Поэтому личность не заинтересована в настоящей любви, ее вполне устраивают просто слова. И их она использует в своих интересах, то есть для того, чтобы что-то получить для себя, чтобы укрепить и утвердить себя.
Посмотрите, как много создается произведений в жанре мелодрамы. Они пользуются большой популярностью. Там показана "любовь". Во многом именно мелодрамы формируют у людей представление о том, что такое любовь и какой она бывает. Если мелодрама создана авторами, обладающими тонким и глубоким пониманием человеческих взаимоотношений, то они отчетливо показывают весь трагизм и противоречивость таких отношений и реакции общества на них. Очень немногие люди разрешают себе выйти за пределы, допустимые в обществе. Общество требует соблюдения определенных правил, оно выступает против сильных чувств и страстей. Общественная мораль - это определенные представления, пытающиеся удержать чувства в определенных рамках. Если кто-то выходит, несмотря ни на что, за очерченные рамки, общество начинает сопротивляться. Как правило, это происходит драматичным и часто трагическим образом.
Сильно влюбленным людям очень трудно. Приходится нарушать принятые нормы, они начинают игнорировать их, что вызывает очень большое неудовольствие. Возможно, они сами не понимают того, что происходит, их словно несет течением быстрой горной реки, неотвратимо приближая к водопаду, пропасти, бездне... Что же это? Как правило, это очень сильное притяжение, часто сексуальное... Что такое сексуальная энергия? Каково отношение общества к такой энергии, которая может выходить из-под контроля ума. Отношение общества к ней колеблется между двумя полярностями: от полного подавления - пуританства, до полного разгула - вседозволенности. Фазы противоположных отношений сменяют друг друга в течение большего или меньшего периода времени. Общество и поверхностный ум боятся сексуальной энергии, пытаются всячески контролировать ее проявления и даже подавить. Но не получается. Она врывается, как ураган, сметая все на своем пути. Жесткие моральные убеждения не выдерживают ее напора. Не умея контролировать ее, ум боится, поэтому в нем возникает желание ее остановить, но сделать уже ничего не возможно. Влюбленные становятся в определенном смысле безумными. То есть они не действуют, исходя из логики ума, не берут ее в расчет.
Ведь то, что возникает между мужчиной и женщиной, - это сексуальная энергия, очень сильная энергия, энергия, которую ум не может поработить, по крайней мере, тогда, когда она возникает в таком сильном разряде, в таком сильном всплеске, в таком сильном потоке. Ум не может справиться с ней. Ее проявления выходят за рамки общественных норм и правил. Это то, что вне рамок, это как река, которая, разливаясь, выходит из берегов, и что будет происходить, уже никто не может предсказать.
Ум постоянно пытается держать все в своих руках, в том числе и сексуальную энергию. Он постоянно пытается держать ее под контролем и иногда доходит в этом до крайностей. И он вторгается в сферу сексуальной энергии, которой хочет овладеть, и начинает искажать и извращать ее очень сильно.
Проблемы человека заключаются в том, что его обусловленный ум не хочет смириться и принять то, что есть. Он постоянно накладывает на то, что есть, свои представления о том, что должно и не должно быть. Отсюда все человеческие мучения и страдания.
Именно вмешательство обусловленного ума создает трагичность. Само представление о трагичности порождено поверхностным, двойственным умом. Трагичность создается именно тем, что ум пытается сопротивляться, потому что его свергают с пьедестала. В нашем представлении, просветленный человек соединяет в себе и мужскую, и женскую часть, объединяя в себе и то, и другое. Потому, что одно без другого неполноценно. Но когда идет противоборство, то одно хочет использовать другое. Мужчина хочет использовать женщину, женщина хочет использовать мужчину. И очень часто бывает так, что в этой борьбе женщина преуспевает больше, чем мужчина.
Мужская энергия нуждается в женской так же, как женская нуждается в мужской. Но чаще всего происходит их противоборство, в результате которого ведущий подавляет ведомого. А знает ли он, куда идти? Если мы разберем суть вопроса и исследуем его непредвзято, то сможем приблизиться к пониманию истинного предназначения Мужчины и Женщины? Идея, замысел - это больше присуще мужчине. А энергия, возможность обеспечить условия для реализации идеи - женщине. Двигаться они могут вместе. Но ведь чаще всего бывает не так. Каждый претендует на то, чтобы указывать направление, и тогда один подавляет другого, одна энергия подавляет другую. И тогда невозможно слияние, потому что там, где есть подавление, невозможно слияние. И тогда нет реализации, тогда есть постоянное противоборство. Каждый пытается использовать те преимущества, которые у него есть, но тем самым убивает в себе возможность получить то, что возможно только при слиянии того и другого.
Если мы говорим, что реализация мужчины и женщины возможна при их полном слиянии, то какими должны быть условия? Чисто физическое соединение двух тел может происходить и у животных, и у людей посредством сексуального инстинкта. Слияние двух личностей вообще произойти не может, насколько я представляю. Если бы не было сексуального инстинкта, который влечет людей противоположного пола, то неизвестно еще, захотели бы они вообще быть вместе.
Если бы в человеческом теле была только личность и не было бы сексуального инстинкта, то еще неизвестно, захотели бы люди вообще близко прикасаться друг к другу. Скорее всего, они находились бы в определенном отдалении друг от друга, ведя переговоры с тем, чтобы получить что-то для себя. Тело, имеющее сексуальный инстинкт, влечет к другому телу. Но их слияние неполное. Это частичное сближение - сближение тел. А сближение душ, полное слияние возможно узнать, только отбросив все ложные представления ума.