Серьезные нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта могут быть вызваны не только патологией пищеварительной системы, но и психическим расстройством.
Специалистами даже выделяется такое заболевание - синдром раздраженной толстой кишки (СРТК). Это одно из наиболее распространенных видов психосоматической патологии - на его долю приходится 50-70 процентов от всей функциональной патологии толстой кишки. Такая распространенность заболевания требует комплексного изучения, включая и психологическое.
Процесс урбанизации и индустриализации нашего общества с его информационной напряженностью и повышенной стрессогенностью, а также всевозможные стихийные бедствия и социальные коллизии приводят к тому, что врачи все чаще и чаще констатируют у пациентов пограничные психические расстройства, среди которых отмечаются и разнообразные психосоматические синдромы различных органов и систем.
Число таких психосоматических заболеваний достигает в настоящее время 50% и, к сожалению, имеет отчетливую тенденцию к увеличению во всех возрастных группах.
На модели патологии - синдром раздраженной толстой кишки – можно отчетливо проследить влияние стресса на деятельность желудочно-кишечного тракта и убедиться в том, что данная патология является только частью длительного психического заболевания.
Исследования, проведенные нами, показали, что у 92 % больных с синдромом раздраженной толстой кишки обязательно имеются психические расстройства: скажем, первичная депрессия или синдром тревоги. В своем классическом проявлении СРТК включает в себя выраженную и психогенно обусловленную боль в толстой кишке, неоднократную диарею, боль в кишечнике и психогенный запор.
Специалисты выделяют диарейный, болевой или запорный варианты этой патологии, а также различные их комбинации. По статистике, абдоминальная боль у пациентов встречается в 85-90% случаев, диарея - в 75-90%, причем последняя расценивается как "разрешение конфликта на бессознательном уровне". Ее симптомы особенно выражены в дневное время, а также в ситуациях психического напряжения или стресса. Весьма редко они возникают ночью.
Больные, как правило, жалуются на боли в разных отделах толстой кишки, хотя наблюдения свидетельствуют о том, что локализация типична в основном для левой подвздошной области, боковых отделов живота, а также в области левого и правого подреберья.
У женщин этот синдром встречается в 3-4 раза чаще, а "дебют" заболевания в 90% случаев приходится на возраст до 30 лет, у мужчин - до 40 лет. У слабого пола выявляются более высокие показатели по шкалам тревоги, фобий и депрессии, достигающие своего максимума на третьем, четвертом и пятом десятке жизни.
Ученые наблюдали 250 человек, которых после длительного и безуспешного лечения в гастроэнтерологических клиниках направляли к психиатрам. Что показали наблюдения? У всех пациентов, как правило, уже с рождения выявляются признаки детской невропатии в виде желудочно-кишечного ее варианта (снижение сосательного рефлекса, снижение или полное отсутствие аппетита, легкость возникновения тошноты и рвоты, а также диареи, отказ от еды).
Таких детей с первых дней жизни кормили насильственно. Поэтому прием пищи у них всегда ассоциировался с насилием и вызывал только негативные эмоции. Состояние невропатии купировалось у всех детей к 8-9-летнему возрасту, однако эпизодические реакции со стороны желудочно-кишечного тракта сохранялись, и в дальнейшем они проявлялись единичными реакциями на пике эмоционального напряжения (например, перед экзаменами).
Преморбидные (предшествующие заболеванию) личностные особенности больных с синдромом раздраженной толстой кишки всегда привлекали внимание исследователей, поскольку эти особенности рассматривались как факторы предрасположенности или факторы риска.
Еще до болезни наши пациенты расценивались как сверхдобросовестные, весьма пунктуальные и обязательные люди, которые в своей профессии достигают определенных высот. Это моралисты, никогда не идущие на компромисс, даже ради явной выгоды. Таких людей обычно отличают выраженная гиперсенситивность, тревожность, крайняя ранимость вплоть до параноидальной подозрительности к своим обидчикам.
Ученые отмечают, что в большинстве случаев СРТК возникает после сильной психической травмы, причем до острого стресса все больные находились длительное время в состоянии хронического стресса, а острый стресс, очевидно, играет роль "последней капли".
Для женщин, например, зонами конфликтов являются чаще всего внутрисемейные отношения (уход из семьи мужа, супружеская измена, смерть близкого человека, тяжелое заболевание ребенка, сексуальные проблемы, сложные отношения со свекровью).
У мужчин психотравмирующая ситуация нередко связана с сексуальной несостоятельностью (снижение потенции и либидо) и психологической переработкой этого (по принципу "бегства в болезнь" как варианта психологической защиты).
Кроме того, у мужчин проблемы заключались и в нарушенных отношениях в профессиональной сфере (конфликт с начальством или коллегами по работе, собственная несостоятельность при явно завышенной самооценке).
В результате всех психотравмирующих ситуаций у больных развилась невротическая депрессия, которая спровоцировала боли в области толстой кишки, поносы и запоры. К ним быстро присоединились другие симптомы поражения желудочно-кишечного тракта (тошнота, рвота, гастралгия).
Больные срочно начинают обращаться к врачам, главным образом по поводу диареи.
Люди попадают в инфекционные отделения больниц с подозрением на дизентерию. Но тщательное стационарное обследование позволяет быстро отвергнуть этот диагноз: органическая патология не выявляется. Однако продолжающиеся поносы и нарастающее снижение массы тела заставляют их вновь и вновь обращаться к врачам. В результате у человека формируется реакция утрированного или гиперболизированного отношения к болезни с ригидным, педантичным выполнением всех назначений и предписаний врачей, активным и постоянным поиском новейших лекарственных средств, "солидных" консультаций.
Болезнь становится своеобразным мерилом отношений к жизни, так как деятельность больных в дальнейшем носит характер "щажения организма". Длительное и безуспешное лечение нередко приводит к мысли об онкологическом заболевании кишечника.
Опасения сопровождаются страхом, тревогой, паническим состоянием, усилением депрессии...
К сожалению, эмоциональное напряжение, сопровождающее канцерофобию (страх онкологического заболевания), бесследно не проходит: у пациента появляются психосоматические реакции уже других систем, и в первую очередь сердечно-сосудистой.
Формируется вторичный (по отношению к желудочно-кишечному тракту) психосоматоз, в основе которого лежит, согласно профессиональной терминологии, "развитие полисистемных психосоматических циклов". Больные начинают жаловаться на головокружение, чувство онемения в конечностях, повышенную потливость, головные боли по типу мигрени, снижение потенции у мужчин, нарушение менструального цикла у женщин.
Часто поражается и кожная система (нейродермит, псориаз, сильный кожный зуд). Человеку кажется, что у него катастрофически разрушается организм, и, следовательно, еще более усиливаются канцерофобические переживания. Больные госпитализируются в терапевтические стационары, однако и там, несмотря на самые современные инструментальные методы исследования, никакой органической патологии выявить не удается. Только потом, с учетом "общей нервозности" пациента, его направляют к психотерапевту (психиатру).
Состояние больных временно улучшается, когда они идут на новое обследование или лечение к новому для них врачу. С одной стороны, у пациентов появляется готовность верить в отсутствие рака, а с другой - они опасаются: вдруг он есть? И такой внутренний конфликт еще более усиливает депрессию и усугубляет соматизацию. В целом же психическое состояние пациентов на этапе психосоматических циклов характеризуют заметная эмоциональная напряженность, тревога, подавленность, мнительность...
Исследования, проведенные специалистами кафедры психиатрии, свидетельствовали и о том, что в процессе заболевания резко понижалась самооценка больных.
Если женщины сначала оценивали свое здоровье на 90%, счастье - на 90%, ум - на 50%, характер - на 70%, то позже оценка этих параметров заметно снижалась: здоровье оценивалось уже на 10%, счастье - на 5% и так далее.
Постепенно у пациента устанавливалась отчетливая социально-психологическая позиция тяжело больного человека.
Интересен тот факт, что в последнее время отмечается резкое возрастание психосоматических синдромов именно со стороны желудочно-кишечного тракта, который настолько интимно связан с эмоциями, что получил название "звучащий орган эмоций".
Сейчас большинство исследователей выделяют психосоматические реакции и психосоматические заболевания.
Наблюдения подтвердили, что пациенты, страдающие такой патологией, никогда не обращаются к психиатрам и психотерапевтам и длительное время (порой годами) безуспешно лечатся у врачей.
Стрессы, которые испытывает каждый из нас, - острые или хронические - опасны тем, что биологическая адаптация к ним сильно запаздывает (имеется ввиду адаптация\реакция организма).
Чаще всего случается так, что стресс далеко не всегда может быть осознаваемым. Большое значение приобретает, как говорят специалисты, "внутренне скрытое накопление афферентных импульсов", то есть многочисленных следов интеллектуальных, аффективных и сенсорных раздражений. Их общий эмоциональный фон, увы, не всегда осознанно воспринимается человеком.
Другими словами, вы могли и не осознать… что в вашей жизни произошла стрессовая или травматическая ситуация.
Как ни странно, иногда так происходит, и это связано с защитными силами психики, которая может ревностно оберегать от боли и страданий. И получается, что вы на уровне чувств не переживаете особого расстройства… но толстый кишечник берет на себя эту функцию. А может быть такое, что стресс или травматическая ситуация пережитая давным-давно, «заиграла» в связи с похожими обстоятельствами и др.
Как ни странно, иногда так происходит, и это связано с защитными силами психики, которая может ревностно оберегать от боли и страданий. И получается, что вы на уровне чувств не переживаете особого расстройства… но толстый кишечник берет на себя эту функцию. А может быть такое, что стресс или травматическая ситуация пережитая давным-давно, «заиграла» в связи с похожими обстоятельствами и др.
Несмотря на то, что статистически достоверных исследований психосоматозов до сих пор нет, большинство ученых все-таки убеждены в том, что подобные заболевания широко распространены во всех странах мира, в первую очередь в экономически развитых.
Все мы разные, поэтому и страдаем от заболеваний по-разному.
Меланхолики обычно впадают в тоску, к врачам обращаются только под нажимом родственников. Другой вариант болезни представляет собой череду психических расстройств, когда пациенты паникуют, впадают в депрессию, тормошат врачей и требуют многочисленных обследований.
Медицинское информационное агентство Mednovosti.ru